Продолжительное время из-за эпидемии коронавируса в мире доминирует неопределенность, а новости о причинах и последствиях вируса кажутся бесконечными. Сложившаяся ситуация не может не отражаться на психическом состоянии людей. Как же защитить психику? Психолог Елена Лыкова рассказала, как определить кризисное состояние у себя и близких, почему кризисы опасны в периоды нестабильности и когда причиной кризиса становятся позитивные изменения в жизни.
Елена, расскажите, что такое кризисное состояние?
Предлагаю сначала определиться с терминами. «Кризис» — это переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации. Древнегреческое κρίσις (решение, поворотный пункт) происходит от глагола κρίνω, означающего “определять, выбирать”. В изначально медицинском определении понятием “кризис” обозначается состояние пациента, выход из которого ведет либо к смерти, либо к возрождению. Таким образом, кризисное состояние (психологический кризис) это внутреннее состояние человека, реагирующего на стресс, когда другие наработанные способы, которые помогают справиться с ситуацией, не помогают.
На языке теории поля «кризис» — это несоответствие между потребностями организма и свойствами окружающей среды. Это состояние опишем на следующем примере: представьте, что находитесь вдали от дома в легкой майке и шортах и вдруг, происходит резкое снижение температуры до минус 10 градусов по Цельсию. Возможности по согреванию организм исчерпает быстро и придется искать ресурсы вокруг – людей, способных помочь, теплую одежду, помещение, дрова и спички. То есть адаптироваться к сложившейся ситуации и переменам.
Так же переживает себя и психика во время кризисного состояния — наработанные адаптивные навыки и опыт не помогают решить ситуацию и приходится искать новые способы, решения а часто и новое «Я».
Как понять, что человек оказался в кризисе? Может ли это понять не психолог?
Да, есть ряд признаков, по которым определяют наличие кризиса.
Мы переживали и будем переживать кризисы. Например, возрастные кризисы – очень узнаваемый подростковый кризис, кризис среднего возраста, кризисы в семейной системе: рождение, смерть члена семьи.
Важный психологический признак: кризис — это состояние не одного дня и даже не месяца. Кризисы длятся месяцами, годами. Например, чтобы пережить утрату близкого человека, требуется минимум год.
Следующий признак — это тотальность, погружение с головой. Кризис влияет как на физическое, так и на эмоциональное состояние. Со стороны телесных симптомов наблюдаются: нарушения сна, аппетита, проблемы с ЖКТ, спазмы мышц (как реакция на сильный стресс), тошнота. Со стороны эмоционального состояния — тревога (в том числе и беспричинная), ранимость, обидчивость, слезливость, ощущение беспомощности, нежелание контактировать с окружением, потеря интереса к любимым занятиям, еде, сексу, растерянность, апатия, ярость или сильный гнев на себя и обстоятельства, сильное чувство вины и стыда (потому что не справляешься).
Жизненные обстоятельства становятся невыносимо сложными, много усилий требуют даже элементарные бытовые задачи.
К себе в кризисных ситуациях проще присмотреться, «увидеть» собственный кризис?
Если человек чувствителен к себе и осознавал себя в других кризисах, например, благодаря работе с психотерапевтом, то да – есть возможность «увидеть» собственный кризис. Если работа не проводилась, то человек может не замечать того, что с ним происходит. Первая фаза кризиса – фаза шока. На этом этапе превалируют примитивные системы защиты психики и человек может вытеснять и отрицать кризисное состояние. На примере с вирусом COVID19 – некоторые люди отрицали и не верили в вирус на первых этапах пандемии.
Ситуация с пандемией привела к тому, что некоторые люди оказались в нестабильном психологическом состоянии. Учитывая, что человек чаще не готов к таким рода событиям, что важно знать, чтобы не подвергать себя стрессу?
Важно понимать, что ситуация с эпидемией не обошла никого стороной, даже если никто из семьи не переболел вирусом. Мы оказались в сложной стрессовой ситуации: менялся привычный режим жизни, на родителей легла дополнительная нагрузка по образованию детей, кто-то потерял работу, снизился уровень доходов, снизилось качество жизни.
Какие меры предпринимать, чтобы не подвергать себя дополнительному стрессу: во-первых, не нагружать себя информацией, обучающими тренингами и семинарами (раз появилось свободное время). Ресурсы уходят на то, чтобы адаптироваться к изменениям. Вспомните состояние беспомощности, неопределенности и тревоги два месяца назад и сравните с нынешним состоянием.
Вы чувствуете себя стабильнее, эмоциональное состояние выровнялось, а накал тревоги, гнева и раздражения снизился – это тот объем работы, который «незаметно» выполнила психика, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Дополнительная нагрузка и стресс заберет часть ресурсов, которые нужны для переживания кризиса.
Во-вторых, следить за режимом дня, сна, питания. Так как недосып, нерегулярное питание, отсутствие отдыха – это ненужный дополнительный стресс и нагрузка.
В-третьих, лояльно отнестись к переживаниям и переживаниям близких – к ощущению беспомощности, тревоги, невозможности повлиять на ситуацию. Бережное отношение к себе поможет выйти из кризиса с минимальными потерями.
Можно ли выйти из кризиса без потерь?
В кризисе есть две части. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один иероглиф обозначает «угрозу», второй – «возможность». В кризисе существует угроза физическому, психическому, социальному благополучию человека, в худших вариантах — угроза жизни. В кризисе меняется-теряется старое восприятие себя и мира, осознаются собственные ограничения — физические, материальные, эмоциональные. Кризис — это жизнь «до и после», разграничительная черта, после которой человек уже не может быть прежним. Поэтому без потерь никак.
Существует устоявшееся выражение «выйти из зоны комфорта». Можно ли приравнять его к предложению «загнать в кризисную ситуацию»?
Хочется вспомнить расхожий мем с котом Матроскиным из Простоквашино «Нам бы вначале в эту зону комфорта войти». Если без шуток, то скажу о двух способах «выхода из зоны комфорта».
Первый – это перманентные усилия по изменению существующей стабильности, то есть усилия (не путать с насилием), которые помогают изменять текущий образ жизни к лучшему. Этот способ сравниваю с регулярными тренировками в спортзале с грамотным тренером и в соответствии с уровнем физической подготовки.
Второй способ «выхода из зоны комфорта» выглядит как ситуация под названием «а, гори оно все синим пламенем!» либо «сгорел сарай – гори и хата!». Например, человек оставляет привычный быт, переезжает в незнакомую страну, где нет поддержки друзей и родственников, без финансовой подушки безопасности и без необходимого уровня владения языком — в этом случае такой выход из зоны комфорта станет сложной кризисной ситуацией и обернется множественным кризисом.
Достаточно ли работы с психологом, чтобы выйти из кризисного состояния? Либо нужны «радикальные» меры?
Для выхода из кризисного состояния нужны ресурсы – материальные, эмоциональные, физические. Работа с психотерапевтом поможет экологично выйти из кризисного состояния, будет весомой поддержкой. Также психотерапия поможет навести порядок в собственных мыслях и чувствах, укрепить внутренние опоры для совладания с кризисной ситуацией.
Кроме ресурсов нужно время. Как время на то, чтобы побег сформировал ствол и первые ветви. Поэтому «поскорее» и «по-быстренькому» вряд ли получится. У каждого человека свой темп, свои травмы и свои задачи. Не проживая все стадии кризиса (шока-отрицания, гнева-бессилия, страдания и стадии ассимиляции и присвоения опыта) человек рискует застрять в переживаниях и растянуть кризис на 5-7 лет. Бережное отношение к себе, помощь профессионала и время – все, что нужно для выхода из кризисного состояния.
Возможно ли выйти из кризиса в “плюсе”? Получить новую силу для творчества, новые навыки?
Да, конечно. Как уже говорила, кризис представляет собой, в том числе, и возможности. Человеку приходится видоизменяться, адаптироваться, приспосабливаться к новой ситуации. Это обогащает, дополняет личный опыт. После удачного выхода из очередного кризиса человек чувствует себя сильным, уверенным, опытным и мудрым. Кризис – это рост, ведь человек находит и осмысляет себя заново.
***
Елена Лыкова — практикующий психолог, гештальт-терапевт, телесно-ориентированный психолог. Специализируется на кризисных состояниях, работе с травматическим опытом, предоставляет психологическую помощь людям при утрате близких, а также жертвам насилия. Практика в области гештальт-терапии с 2017 года, в области психологического консультирования с 2010 года.
Алина Манасова